Часовня Розер Матисса
Часовня Розер непохожа на традиционные католические часовни. Скромное белое здание с синей крышей, без каких-либо архитектурных излишеств, если не считать венчающего её высокого кованого креста. Одноцветные картины Страстей Господних, чёрные на ослепительно белом фоне, усиливающие ощущение трагичности происходящего. И яркие витражи, жёлтые, зелёные и синие, в солнечные дни (а солнечных дней на Лазурном берегу много) наполняющие белоснежную часовню цветом.
Часовня в Вансе, освящённая в 1951 году и вызвавшая у католиков-традиционалистов много нареканий своим новомодным стилем, была творением двух очень старых людей – 75-летнего архитектора Огюста Перре и легендарного художника Анри Матисса, разменявшего к тому времени уже девятый десяток. Ещё до войны Матисс приехал на Лазурный берег лечиться и подружился с молодой медсестрой, которая стала за ним ухаживать. Художник не раз изображал её на своих полотнах. После войны он встретился с ней снова и узнал, что она стала монахиней доминиканского монастыря. И у Матисса родилась идея спроектировать католическую часовню для братьев доминиканского ордена.
Если само здание Матисс планировал вдвоём с Перре, то внутри часовни по его эскизам было сделано абсолютно всё – витражи, керамическая плитка, скамьи, церковная утварь, и даже облачения для священнослужителей. В течение четырёх лет он жил только часовней Розер, и говорил о ней, что «несмотря на все её несовершенства», он считает её вершиной своего творчества и итогом всей своей жизни. При этом на освящение часовни старый и больной Матисс прийти не смог – сил не хватило.
Каждое воскресенье в 10 здесь служится месса, а во все остальные дни, кроме пятницы, часовня открыта для посетителей. В отдельном помещении часовни выставлены эскизы Матисса и спроектированные им церковные облачения.
Часовня закрыта с середины ноября по середину декабря и в праздничные дни.